Софистика, или инфоцыганство в Древней Греции
Редакция Puzzle BrainОписание
Софистика - философское течение Древней Греции, набирающее популярность с V в. до н.э. Основы этого направления заложил древнегреческий философ Протагор Абдерский - земляк и ученик Демокрита - “смеющегося” основателя материалистического атомизма*.
*Подробнее о Демокрите и его взглядах можно узнать по ссылке здесь.
Демокрит ввел в мир философии своего ученика прямиком из мира простых бытовых забот и ежедневного труда. Не случайно Эпикур (о нём можно почитать здесь), известный оскорблениями в адрес своих выдающихся современников, называет Протагора никак иначе как “дровосек”.
Согласно легенде, Демокрит однажды на дороге встретил человека, несущего огромную вязанку дров, связанную лишь одной веревкой. Несмотря на внушительное количество поленьев, путнику удавалось легко удерживать ношу в равновесии, не теряя ни одного из них. Демокрит был поражен такому умелому применению законов геометрии в обыденной жизни и предложил способному незнакомцу стать его учеником. Так начался путь Протагора как философа, в дальнейшем оправдавшего своеобразным подходом к образованию врождённый прикладной склад ума.
Обучаясь у своего наставника, Протагор начал собственную преподавательскую деятельность совершенно уникальным для Древней Греции методом - на коммерческой основе. Впоследствии таких платных преподавателей называли софистами, а образованное ими философское направление - софистикой, софизмом (от греч. “sophia” - мудрость).
С одной стороны, появление коммерческого образования открывает доступ к знаниям для всех, кто в состоянии его оплатить. У незнатных людей не было возможности попасть в солидное учебное заведение, а книги считались роскошью, да и без соответствующей подготовки простой человек мало что мог самостоятельно понять в путаных философских теориях.
Помимо того, платные преподаватели сами обеспечивали своё благосостояние личным трудом. Уточним, что в Античности философ не получал платы за свой труд. На первый взгляд звучит благородно, но только на практике это означает, что они существуют за счёт других, в частности, за счёт труда рабов. Так Аристотель в своих учениях говорит о наличии в обществе “естественного рабства”. Да, философам того времени кажется нормальной мысль, что дабы “одарённые” могли без обременений погрузиться в философствование, менее “способные” должны денно и нощно грести лопатой. И в то же время им кажется безнравственным брать деньги за свой труд.
А что же тогда такое нравственность?.. Каждый понимает по-своему.
Вот и софисты отвергали существование абсолютной истины в чём бы то ни было и придерживались релятивистского подхода, другими словами, всё относительно, каждому - своё, а следовательно, и доказывать можно всё, что угодно, лишь бы звучало складно.
Таким образом, новые учителя обучали преимущественно красноречию и не давали конкретных знаний, а лишь учили, как путём красивых логичных речей доказать хоть что и хоть кому, даже совсем не разбираясь в теме. Не зря в современном языке, согласно толковому словарю Ожегова, софизм - формально кажущееся правильным, но по существу ложное умозаключение, основанное на преднамеренно неправильном подборе исходных положений.
Негативное, даже пренебрежительное отношение к софистам выражали практически все современники, ведь ученики софистических традиций, преимущественно молодые люди, только начинающие свой путь в жизни, не постигали сути вещей и не приобретали никаких знаний, а лишь учились формальным схемам достижения победы в спорах. Не вкладывая знаний, но предлагая инструменты риторического превосходства, платные преподаватели взращивали из своих учеников лишь пародии на философов, формы без содержания.
Не это ли мы видим в современном мире?
Груды псевдоспециалистов готовы обучить всему и ничему, разумеется, за определённую плату. Но какие конкретные знания мы надеемся получить у того, кто сам ими не обладает? Красивая жизнь - только внешняя форма, а зачастую и она создана искусственно для демонстрации в интернет-пространстве, вне которого её просто не существует. По обложке не судят о содержании, тем более, не стоит ждать, что обложка сделает содержательными нас.
Разумно при выборе обучения быть повнимательнее к профессиональным компетенциям автора, программе и измеримым результатам, но на деле мы не всегда разумно действующие субъекты. Надеемся, что Вы сделаете выбор в пользу содержательных специалистов.